З нагоди 75-річчя академіка Петра Дмитровича Фоміна

10.09.2014
Вельмишановний Петре Дмитровичу!
 
Від імені Вченої Ради, Ректорату, Ради старійшин, багатотисячного колективу Національного медичного університету імені О.О. Богомольця з винятковим задоволенням вітаємо Вас із 75-річчям!
 
Маємо високу честь і щасливу нагоду звернутися до Вас із щирими словами привітання. Ми схиляємося перед Вашою життєвою звитягою, добротою, людяністю і мудрістю.
 
Ви маєте вік, коли організм ще повний сил, а розум не втратив здатності до новацій, глибокого проникнення в найважчу проблему, до аналізу і синтезу. Незважаючи на досить солідний багаж знань, Ви постійно працюєте над їх поповненням. Ваш стіл завжди заповнений книгами. А ще Ви унікальна за своєю обдарованістю та добропорядністю людина.
 
Ваше життя, кероване прагненням приносити користь людям, наповнює вдячні серця повагою і любов’ю. Ми з радістю приєднуємося до чисельних побажань добра і щастя, що у цей святковий день висловлюють Вам рідні і друзі, всі ті, хто протягом багатьох років є свідками Вашої сумлінної праці на благо медицини.
 
Хай і надалі будуть світлими Ваші життєві обрії, Доля стелиться Вам рушниками, а Творець захищає і оберігає Вас і Вашу родину! Зичимо Вам добробуту та злагоди, любові, доброти, радості, здійснення творчих задумів і людських сподівань!
 
З глибокою пошаною,
 
Ректор
Національного медичного університету
імені О.О. Богомольця
член-кореспондент НАМН України,
заслужений діяч науки і техніки України,
професор К.М.Амосова
 
НЕЖНЫЕ РУКИ, ЧЕСТНОЕ СЕРДЦЕ
 
Выдающемуся хирургу, академику НАМН Украины
П. Д. Фомину 10 сентября исполняется 75 лет
 
Вглядываясь во врачебный облик, манеры и стиль обращения с боль­ными, принципы работы в хирургичес­ком коллективе, присущие Петру Дмит­риевичу, вспоминаешь слова из Библии: «С нежностью и почтительностью друг друга предупреждайте».
Руки его действительно предельно точны, внимательны и нежны, а сердце не ведает различий между обычными и необычными пациентами.
Вот почему такие черты, воспитыва­емые учителем, как бы отражают и нрав­ственно-профессиональное кредо руко­водимой профессором Фоминым кафед­ры факультета хирургии № 2 Нацио­нального медицинского университета им. А. А. Богомольца.
Конечно же, Петр Дмитриевич в пер­вую очередь известный украинский хи­рург, один из её стратегов.
Развитию своей специальности он отдал более четырех десятилетий в Ук­раине. Длительный период, вплоть до лета нынешнего года, Петр Дмитриевич выполнял ответственную миссию обеспе­чения профессионального роста коллег в качестве главного хирурга Украины.
Продолжая традиции и начинания своего киевского наставника члена-кор­респондента Василия Дмитриевича Братуся, продолжатель и реформатор его научного курса благотворно развивает заложенное предшественником важное направление по разработке и внедрению в клиническую практику миниинвазивных эндохирургических технологий при лечении желудочно-кишечных кровоте­чений.
Кафедра и её клиника в больнице № 12 остаются решающим клиническим центром спасения таких больных на гра­ни шоковой катастрофы. Среди 22-х авторских свидетельств и патентов в об­ласти хирургических изобретений, 18-ти рационализаторских предложений, 350-ти научных работ – большинство ге­нерировано в Украине. И, вместе с тем, пример и путь Петра Дмитриевича ярко подтверждают, сколь важно единение наук.
Мальчик из села в Мордовии, сын фронтового шофера, Петя Фомин выра­стал в трудные послевоенные годы и, когда стал студентом Томского медицин­ского института, выглядел не очень пре­стижно, сказывались тяготы быта того времени. Но упорство вскоре дало силы и сноровку, включая даже спортивные победы, и к окончанию этой знаменитой школы в 1962 году он фактически опре­деляется в хирургии. А в 1964 году П. Д. Фомина принимают в клиническую ординатуру при кафедре госпитальной хирургии, ведомой крупнейшим хирур­гом Сибири академиком Андреем Григорьевичем Савиных. В 1966 году он ста­новится ассистентом клиники имени А. Г. Савиных. Здесь он входит в перс­пективную команду Валентины Сергеевны Рогачевой.
В. Рогачева и П. Фомин представляли великолепный хирургический тандем, прежде всего при реконструктивных операциях. Вместе с В. Рогачевой и затем вслед за ней П. Фомин блестяще проводил восстановительные операции в Москве, Ленинграде, Харькове и за рубежом – в США, ЮАР, Нидерландах. Разумеется, такие операции требовали и предельно высокой общехирургической техники. Пришлось П. Д. Фомину некоторое время трудиться в одной из ведущих в 60-е-70-е годы кардиохирургической клинике Е. Мешалкина в Новосибирске.        
А украинский выбор предоставил случай. В 1965 году на Всесоюзном съезде хирургов в Донецке доклад В. Рогачевой и П. Фомина о новых вариантах операций на пищеводе привлёк большое внимание аудитории, и, когда встал вопрос о приглашении в Киевский медицинский институт новых сил на открывающуюся хирургическую вакансию, И. М.Матяшин как главный хирург Мин­здрава и В. Д. Братусь, министр здраво­охранения Украины на то время, пред­ложили соответствующую кафедраль­ную должность Валентине Сергеевне. А она настояла, что целесообразно и при­глашение Петра Дмитриевича.
С 1970 года он, таким образом, тру­дится в КМИ им. А. А. Богомольца ассистентом (1970-1981), доцентом (1981-1985), профессором (1985-1992). С 1992 года Петр Дмитриевич заведует этой кафедрой. Судьба хирурга незауряд­ных качеств всегда нелегка, в 1984 году П. Фомин защитил докторскую диссер­тацию «Восстановительные операции при рубцовой непроходимости пищево­да». Ведь он неизменно востребован, и не только в своей клинике. Быть может, и за это подвижничество Всевышний дважды спас Петра Дмитриевича, дваж­ды лауреата Государственных премий УССР и Украины, из весьма трагичных клинических ситуаций. Но с другой сто­роны, таковы жизнь и судьба, постоян­ный стоицизм, постоянное напряжение. Мне посчастливилось достаточно близко общаться с Петром Фоминым, вместе мы написали книгу «Василий Братусь. Путь на вершины хирургии». Когда мы работали над её страницами, раскрылись некоторые волнующие подробности взаимоотношений В.Братуся и П.Фомина. Решив уйти с поста заведующего кафедрой, В.Братусь предло­жил на освобождающееся место П. Фо­мина, даже сначала ничего ему не ска­зав. И вот избрание состоялось. Вдруг Петр Дмитриевич узнает, что Василий Дмитриевич собирает вещи и книги в своём кабинете, чтобы уступить его пре­емнику. Петр Фомин категорически отказался туда перейти, оставшись в сво­ей, пусть относительно скромной, про­фессорской обители. До кончины учите­ля (2008 г.) он сердечно и тепло поддер­живал его. Ныне в кабинете, где трудил­ся В. Д. Братусь, мемориальный кабинет-музей.
Петр Дмитриевич умеет в общей хи­рургии практически всё, но особенно незаменим при тех или иных катастро­фах пищевода. Вот один относительно недавний случай. П. Д. Фомину позво­нили из Закарпатья, что молодая женщи­на, совсем недавно родившая ребенка, уже более недели не проглатывает даже жидкость. Профессор сразу же заподоз­рил ахалазию пищевода. Предложил го­товить пациентку к вмешательству и санавиацией вылетел в Закарпатье, – две жизни были спасены.
Оставаясь твердым и мужественным в большой медицине, нужно быть крот­ким и смиренным – сочетание подобных качеств не всегда бывает на самом деле постоянным и органичным. Но именно таков Петр Дмитриевич, привлекатель­ная, скромная, естественная фигура на Олимпе хирургии.
Сил и здоровья ему, ведь это, пожа­луй, о нём строки Сергея Есенина:
 
«В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах,
Когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым
Самое высшее в мире искусство».
Юрий Виленский